5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда»

    Когда речь заходит о прорыве и полном освобождении Ленинграда от вражеской Блокады, вспоминаются январские события 1943-1944 годов.

    Однако, и это уже менее известный факт, Ленинград был блокирован с моря вплоть до 1963 года. Речь идет о минном заграждении. Во время блокады Ленинграда военно-морской флот фашистской Германии установил в Финском заливе более 65 тысяч морских мин, чья совокупная мощь составляла несколько миллионов тонн взрывчатых веществ, после чего залив стал непроходим для судов.

    Когда в январе 1943 года, Красная армия начала готовиться еще к одному решительному наступлению, чтобы полностью освободить Ленинград от фашистской блокады, стало очевидным, что чтобы продвинуться на запад по морю, нужно преодолеть многочисленные минные поля противника. Но большая часть кораблей-тральщиков к этому времени уже погибли. Тогда весной 1943-го минные тральщики начали производить на всех судостроительных заводах Ленинграда.

    В январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин, в которой по условиям соглашения о перемирии приняли участие и финские тральщики. Однако, и с окончанием Великой Отечественной войны Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов.

    Специфика Финского залива — это малые глубины и минимум судоходных путей от устья Невы до выхода в Балтику.

    Из Ленинграда в Балтику, и далее в Швецию, Прибалтику, Польшу, Германию, Данию, Голландию и Британию можно было дойти единственным шхерным фарватером, предоставленным Финляндией, начиная с осени 1944 г. Тогда этим путем активно пользовались наши подводники, обходя многослойно заминированные воды. Крупнотоннажные надводные же корабли и суда там пройти не могли.

    Тральным силам Балтийского флота было предписано в кратчайшие сроки обеспечить безопасность судоходства и рыболовства, без чего нельзя было восстановить разрушенный войной Северо-Запад страны.

    Минеры в течение нескольких месяцев буквально "прорубали" новое "окно в Европу", избавляясь от вражеских мин. Вся сложность была в том, что фашисты сделали все, чтобы к минным полям было непросто подступиться.

    Они были окружены небольшими "минными защитниками", были смертельные ловушки и другие опасные заграждения. Расчистка фарватера от мин началась осенью 1944-го. А завершилась лишь к началу июня 1946 года.

    Перед открытием фарватера по нему был совершён одновременный переход четырёх дивизионов тральщиков с поставленными тралами. Тогда было обнаружено еще несколько мин.

    5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознамённого Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин - Хельсинки.

    Этот день отмечается как «День прорыва морской минной блокады Ленинграда». Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт. В 1950-х годах на Балтике было вытравлено большинство якорных мин и минных защитников. Окончательно для судоходства Финский залив был открыт к концу 1963 года.

    Петровский студент

    Темы