Прорыв морской минной блокады Ленинграда

5 июня в Санкт-Петербурге отмечается памятная дата, годовщина очень важного для нашего города исторического события – открытия 5 июня 1946 года прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки – «День прорыва морской минной блокады Ленинграда». Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

Всем хорошо известны героические страницы истории нашего города, связанные с Блокадой Ленинграда, ее прорывом и полным освобождением Ленинграда от фашистской блокады 27 января 1944 года

Однако, и ко времени окончания войны Ленинград по-прежнему оставался блокированным со стороны моря. По сути, к западу от города колыхалось огромное минное поле с несколькими миллионами тонн взрывчатых веществ. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было выставлено примерно 66 500 мин.

Начиная с 20 июня 1941 г., в постановке мин участие принимали все, кто мог выполнить эту задачу: от крупных надводных кораблей и подводных лодок до бывших круизных судов, десантных барж и торпедных катеров германского и финских флотов. Также минированием вод занималась авиация обоих сторон. Минные поля были насыщены различными типами мин, выставленных на разной глубине, и изобиловали устройствами, максимально затрудняющими работы по разминированию: резаками тралов, соединительными цепями, пиропатронами и прочими сюрпризами, придуманными изобретательными немецкими инженерами.

Так в Финском заливе, линии минных заграждений состояли из нескольких рядов в "шахматном" порядке: в первом из них, как правило, стояли мины с ловушками, в последующих — мины различных образцов. Все мины имели разные углубления — от 20—30 сантиметров до 1,5—2,0 метра, а интервал между ними составлял 20, 30 и 40 метров. Уничтожение мин велось постоянно, но в период войны их было уничтожено только около 5%.

Ограниченное морское сообщение Ленинграда с «большой землей» поддерживалось только по предоставленному Финляндией (после выхода из войны) шхерному фарватеру, проходящему по внутренним водам Суоми. Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более что морские порты Прибалтики были полностью разрушены.

Военный Совет в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осажденного города малых минных тральщиков - «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне - НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ».

5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера. Были очищены от мин фарватеры, ведущие ко всем основным портам, в том числе Клайпеде, Балтийску, Калининграду, Варнемюнде, Ростоку, Штральзунду. На этом этапе был сделан первый шаг в прорыве морской минной   блокады г.  Ленинграда. Стало возможным плавание по основным фарватерам и рекомендованным курсам, но со следующими ограничениями:

– было разрешено плавание только размагниченным судам;

– скорость плавания в районах, опасных от донных мин, не должна была превышать допустимую для несрабатывания гидродинамических взрывателей мин;

– в Финском заливе и Ирбенском проливе – только в светлое время суток в связи с большой опасностью подрыва на плавающих минах.

Работы по полному разминированию продолжались до 1963 года.

За время минной войны Балтийский флот потерял более 130 тральщиков. В годы войны при разминировании вод Балтийского моря погибло более 5000 тысяч моряков.

9 мая 1990 года в ЦПКиО, около II Елагина моста, рядом с пристанью, на месте базирования 8-го дивизиона катеров-тральщиков Балтийского флота в Ленинграде, был установлен (на средства парка) памятный знак 8-му дивизиону катеров-тральщиков Балтийского флота.

27 января 2015 г. на Серафимовском кладбище состоялась торжественно-траурная церемония открытия памятной стелы морякам Балтийского флота, которые несли службу на минных тральщиках, погибшим при защите города в годы Великой Отечественной войны и в послевоенном боевом тралении в Балтийском море, Финском заливе и Ладожском озере.

В основание стелы была заложена капсула с фамилиями моряков, погибших за время минной войны на Балтике с июня 1941 г. по 1963 г., когда была ликвидирована минная опасность в самом миноопасном районе – Финском заливе. В капсуле помещены фамилии около 1300 офицеров, старшин и матросов, русских, украинцев, белорусов, жителей Средней Азии и Закавказья, православных, католиков, мусульман и иудеев.

12 октября 2005 дата 5 июня «День прорыва морской минной   блокады   Ленинграда» внесена в положение «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».

Петровский студент

Темы